- Ленметрострой
Ленметрострой (площадь Островского, 7), Управление по строительству метрополитена в Ленинграде, Основан в 1941 как Строительство № 5 Народного комиссариата путей сообщения. В его состав были переданы заводы: Усть-Славянский лесопильный, «Ленинградский литейщик», Пикалёвский цементный и ряд других предприятий и организаций. К июлю 1941 здесь трудились свыше 400 московских рабочих и инженерно-технических работников, свыше 5 тыс. ленинградцев, в основном коммунисты и комсомольцы. 1-я очередь метро длина 16,5 км намечалась по Кировско-Выборгскому направлению: от Автово до переулка Бабурина (ныне улица Смолячкова). Предстояло соорудить 38 км перегонных и станционных тоннелей, 900 м эскалаторных ходов. Уже в мае 1941 вступили в строй 11 шахт, к середине июня пройдено 645 погонных метров тоннелей. Однако с началом Великой Отечественной войны строительство было приостановлено. Метростроевцы возводили оборонительные сооружения вокруг Ленинграда, свайно-ледовые мосты через Неву и другие.гие реки (общей протяжённостью 33 км), восстанавливали и строили дороги и станционные сооружения, вокзалы на многих железнодорожных станциях, в Ленинграде соорудили около 6 тыс. км линий связи, отремонтировали свыше 500 жилых домов и др. После войны работы по проходке тоннелей были возобновлены, но по изменённой схеме, так как законсервированные во время войны горные выработки обрушились. Работы проводились в труднейших геологических условиях, не хватало оборудования, специальной техники, проходчиков. В 1948 на трассе начались стахановские вахты. 15 ноября 1955 сдан в эксплуатацию первый участок Кировско-Выборгской линии протяжённостью 10,8 км с 8 станциями. К 1989 построены 4 линии общей эксплуатационной длиной 87,2 км и 51 станция. При строительстве ленинградского метрополитена был впервые применён новый проходческий щит комбайн Ясиноватского машиностроительного завода; создан комплекс высокоэффективных подземных коммуникаций, впервые под Невой на участке Правобережной линии проложен тоннель по новой технологии без применения кессона; в строительстве общественных зданий и сооружений метро разработаны и внедрены пространственные армоцементные конструкции. Ленинградские метростроевцы сооружали тоннели на БАМе, тоннель через Гиндукуш, метро в Ташкенте, участвовали в строительстве Асуанской плотины, метро во многих городах СССравни в Праге, Будапеште. Звания Героя Социалистического Труда удостоены И. г. Зубков (в 1941 возглавлял строительство метрополитена), проходчики А. С. Божбов, А. А. Малышев, М. Г. Тихонович. Группа метростроевцев лауреаты Государственной премии СССравни Ленметрострой награждён орденом Ленина (1955), Октябрьской Революции (1976). Многотиражная газета «Ленинградский метростроитель» (с 1942).
Литература:
Иванкин Л. Е., Летопись Ленметростроя, Л., 1984.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.